Монолог предпринимателя, рискнувшего вложить деньги в спорт

Как-то с приятелем из Госкомспорта отправился посмотреть на игру ветеранов в Ледовый дворец «Динамо». В коридорах спорткомплекса обнаружили Владимира Крутова с неизвестным спутником. «Кто это?» - поинтересовался у всезнающего приятеля. «Сумасшедший, - усмехнулся тот. - Первый в России человек, который на собственные деньги начал строить спортивную базу». «Он что, президентскими идеями проникся?» - попытался уточнить я. «Когда этот мужик затеял свою стройку, о существовании Путина мало кто догадывался...» 
Ароныч, как за глаза называли «сумасшедшего», неотрывно следуя за Крутовым, по-хозяйски оглядывал спорткомплекс «Динамо». Улучив минутку, я подошел к нему и напросился на беседу в небольшом ресторанчике. Интересно все-таки узнать историю спортивного бизнес-«сумасшествия» отдельно взятого человека... 
- Я не обижаюсь, когда меня «сумасшедшим» называют, - говорит Анатолий Аронович НИСИМОВ. - Ну сам представь, какой разумный человек решится вкладывать деньги в спорт. Не в большой и коммерческий, а в тот, что называют «физкультурно-оздоровительным». 
А началось все в 1996 году. Поехал с женой отдохнуть в Англию. Там и познакомился с президентом Федерации хоккея на траве Сергеем Чеченковым. (Всю жизнь мне этот человек перевернул.)
Так вот, вместо того чтобы шляться по магазинам, решили мы взглянуть на английский стадион. Взглянул - на беду свою: и впервые в жизни увидел идеальное поле. Я же сам в футбол играл. Мечтал хоть раз на нормальной поляне сыграть, а не на опилках. В сердцах брякнул: мол, такое поле - и у нас бы в Крымске уложить. Чеченков сразу оживился: «Давай строй. Мы чем можем поможем». 
Вернувшись домой, загорелся идеей построить нормальный спорткомплекс с полями, гостиницами, кафе и всем прочим. Обмозговал это дело. Крымск ведь в Краснодарском крае находится. Условия просто идеальные: и море недалеко, и ветров у нас нет - горы защищают. У нас же все кинулись Черноморское побережье осваивать. А там для тренировок условия хуже - ветры, например. 
Место, где предполагал строить, я давно знал. Рядом фабрика была, которой мне довелось руководить. В перерывах мы там в футбол гоняли. Казалось, все продумал до мелочей, но не учел только одного обстоятельства: по большому счету, кроме меня, этот спорткомплекс оказался никому не нужен. Тем не менее я взял кредит и начал строить. 
Поначалу все шло более или менее. Договорился с местным главой, что буду спорткомплекс строить. Отношения наладились, а он возьми и проиграй на очередных выборах. Пришел новый. Ничего плохого сказать про него не хочу, но ведь оно как бывает: придет новый руководитель - год разбирается с врагами, год штат набирает, год думает, как заработать. А на четвертый - все мысли уже о новых выборах. Короче говоря, поначалу не заладились у меня отношения с новым главой. Пошли первые проблемы со строительством.
Затем Сергей Чеченков, тот самый, что помощь всевозможную оказывать обещал, с инфарктом слег. И в довершение всех этих «радостных» событий - дефолт. Как вспомню - мурашки по коже. Много денег я тогда потерял. Очень много. Не поверишь: для того, чтобы спасти спорткомплекс, у сыновей и жены дома отобрал и продал. А их самих отправил в Израиль на пособие жить. И все равно денег не хватало. Я же еще до дефолта договор о поставках с одной немецкой фирмой заключил... Хоть вешайся. 
Но видно, Бог увидел все мои мучения. К счастью, я успел гостиницу для спорткомплекса выстроить. Спустя три месяца после дефолта одна американская фирма сняла у меня ее на полтора года. На те деньги и достраивал комплекс. И сейчас продолжаю строить. Если в начале прошлого года были задействованы два тренировочных поля, то к концу - уже четыре. Два травяных тренировочных, одно для контрольных игр - с трибунами на 5 тысяч человек. Плюс одно искусственное, которое буквально месяц назад положили. В итоге идеальный спорткомплекс получился - с двумя гостиницами, двумя кафе, сауной и тренажерным залом. 
Мне нет смысла показывать, сколько я вложил. Ведь у нас, чтобы выжить, бизнесмен тратит на стройку три миллиона долларов, а показывает 500 тысяч, чтобы не помереть от налогов. Когда государство строит, вкладывают 500 тысяч, а показывают три миллиона - воруют ведь. Любой бизнесмен с нашими налогами на имущество обанкротится к чертовой матери. 
Обидно становится. Сейчас все футбольные руководители, даже из второй лиги, отправляют свои команды на Кипр или в Турцию. А ведь можно здесь строить свои базы. Отрывать кусок доходов у Турции, Испании, Израиля - самим зарабатывать. Только нужно, чтобы цены были не как в Греции, - считать-то все научились. Но, с другой стороны, чиновники всю охоту отбивают. Поэтому любой человек, у которого мало-мальский капитал есть, бежит за границу. 
Представь себе: даже разрешение на строительство искусственного поля, которых в стране по пальцам пересчитать можно, два года оформляли. И это вместо того, чтобы помогать, удешевлять, льготы какие-то давать. Мне некогда под дверями у чиновников часами стоять, чтобы это дело объяснить. Ведь слово «частник» всех пугает. Но муниципальное предприятие никогда не сможет построить стадион такого качества. Два года бьюсь над тем, чтобы спорткомплексу дали статус спортивного объекта. Хотя бы для того, чтобы я не платил за свет, газ и за воду как винно-водочный завод. Рубль сорок за киловатт-час. Представляешь? За воду на полив полей за два летних месяца пришлось 52 тысячи уплатить. 
Впрочем, неважно, дадут статус или нет. Сейчас просто необходимо к весне отстроить детский футбольный интернат. Чтобы можно было отбирать и доводить до ума талантливых ребят. Хватит нашей стране позориться на чемпионатах мира. Хоть чуточку попытаюсь в этом плане помочь. 
Если честно, даже не имея разрешения, я уже начал строить интернат. Да, я нарушаю законы. Но сколько можно ждать, пока чиновники расшевелятся? Даже если не будет положительного решения по интернату, я его все равно построю. Легче пробить интернат, когда здание уже будет, чем на пустом месте. Самое удивительное, что я не прошу денег на строительство, мне бы только ставки выбить на преподавательский состав. А чиновники, как быки, уперлись: мол, если бы это была муниципальная собственность...
Да смысл-то какой, муниципальная... Значит, почти наверняка грязная и неухоженная. 
За рубежом спортом всегда занимаются состоятельные люди. И все в частных руках. Оттого и порядок. Я, наверное, первый человек в России, который вложил деньги в спортсооружение. Но увидишь, скоро много будет людей, которые вслед за мной потянутся. Особенно в Краснодарском крае. Юг России вполне может жить за счет спортивных объектов...
 
Руслан ДУБОВ
27.01.2003